Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

  Сочинения в двух томах. Том первый   18 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Рыбаков В.
Гравилет 'Цесаревич'

Рыбаков В.
Свое оружие

Рыбаков В.
Ветер и пустота

Рыбаков В.
Давние потери

Рыбаков В.
Прощание славянки (Траурный марш в двух частях)

Рыбаков В.
Не успеть

Рыбаков В.
Дерни за веревочку

Рыбаков В.
Сказка об убежище

Справка

Сочинения в двух томах. Том первый:/ . -М.: Терра, 1997.- (Большая библиотека приключений и научной фантастики).- 528c.- ISBN 5-300-00906-7 (т.1), 5-300-00906-9.

Аннотация

Предлагаемый вниманию читателей двухтомник Вячеслава Рыбакова - своего рода "малое" собрание сочинений замечательного петербургского фантаста. В нем собраны произведения разных лет, такие, как знаменитый роман "Гравилет "Цесаревич", роман "Очаг на башне", а также повести и рассказы.

В первый том включены роман "Гравилет "Цесаревич", повести и рассказы.

  

 
Классификация Научная фантастикаПсихологическаяФилософскаяФутуристическая
  
Обзор

...как же должен быть устроен мир, чтобы страдание было не только возможным, а и необходимым?
Первый вариант, еще только набросок ответа - "Дерни за веревочку".

С. Щеглов

Здесь практически нет фантастики, нет звездолетов и нет супергероев. А есть просто жизнь - сложная и непредсказуемая как фантастика. И еще удивительно интересная...

Повесть удостоена
премии "Бронзовая улитка" за 1996 год.

 

 

Внешние ссылки
  • Вячеслав Рыбаков, произведения в файлах
    Некоторые произведения Рыбакова в файловом виде доступны на CD Загуменова.

  • О Вячеславе РЫБАКОВЕ
    Небольшая подборка из критических материалов, рассказов и повестей.
    Сюда вошли статьи и рецензии Сергея Переслегина, Василия Владимирского, Сергея Щеглова и Сергея Бережного, интервью Андрея Черткова, повесть "Вода и кораблики", рассказы "Прощание славянки с мечтой", "Ветер и пустота" и "Носитель культуры".

 

Рецензия

"С какой стати подонки сплошь и рядом живут себе припеваючи, а на честных, добрых, благородных, ранимых обрушиваются все кары земные и небесные?" - вот вопрос, ответ на который ищет в своих произведениях Вячеслав Рыбаков. Вопрос не очень-то выигрышный с точки зрения объема продаж, прямо противоположный бестселлер-стандарту (насилие и секс). Hо, признаемся честно - вопрос, который каждый из хоть немного мыслящих людей задавал себе не раз и не два. И Рыбаков отвечает - отвечает раз за разом, с филигранным мастерством иллюстрируя свои ответы до боли знакомыми нам житейскими ситуациями.

Оставляя в стороне самодовольные и банальные варианты - мол, какой же ты умный, если не богатый, или по крайней мере строем не ходишь, - мы вслед за автором попадаем в мир, где сам исходный вопрос становится неумолимым законом природы. Здесь действительно "ни один добрый поступок не остается безнаказанным", здесь честный, добрый и ранимый персонаж обязательно получит на всю катушку - не так, так эдак. "Странными изгибами тогдашнего законодательства Дима получил те же пять лет", "Связанные с рождением Димы Шутихина и гибелью Димы Садовникова событийные ряды обоих вариантов носили какой-то фатальный характер" - вот так, и только так. Обвинения в жестокости и чернушничестве, не раз звучавшие в адрес Рыбакова, нелепы - его мир замешан на страдании как раз затем, чтобы разобраться в самых его первопричинах. Вопрос разворачивается острой гранью - как же должен быть устроен мир, чтобы страдание это было не только возможным, а и необходимым?

Первый вариант, еще только набросок ответа - "Дерни за веревочку". К сожалению, написанная еще в восьмидесятые годы, повесть увидела свет только сейчас, да еще с вводящим в заблуждение копирайтом 1996-го года. Hо по самой позиции автора - совмещенной с наблюдателем-хроноскопистом из будущего, непробиваемо-научной ("последние достижения тахиопсихологии") - можно почувствовать ту давно минувшую эпоху. Еще жива вера в светлое будущее, еще есть надежды на победу научной мысли...

"Вид в целом каким-то образом получает информацию из будущего". "Первыми откликаются... те, кто по складу характера и так склонен к нестандартным мотивациям..." И вот злобный вирус, грозящий уничтожить все живое в 2018 году, шлет приказ в прошлое: всем добрым, честным, ранимым - одним словом, чувствительным к информации из будущего - немедленно сделать что-то, что отведет всемирную беду. Сами того не осознавая, герои повести своими жизнями мостят дорогу к рождению Гения- Спасителя. Может ли он появиться мирным путем, без жертв? Исключено: "К этому времени на Земле не было бы не то что ни одного человека - ни одного кабана, ни одной совы, ни одной змеи. Вот каков был бы ход событий, если бы Дима Садовников через четыре дня после гибели Инги не поехал в Москву с подарком для своих друзей". "Только Дима сумел, и сумел в обоих случаях, перекодировать свою боль, свою вину и весь грязный окружающий хаос в виртуозно направленный этический толчок, переломивший ситуацию". Гений просто так не родится, необходимо почти невозможное стечение обстоятельств, необходима трагедния - чтобы найти силы чуть-чуть отклонить в сторону катящееся под гору человечество.

Вот он, исток и смысл страдания. Участники проекта "Гений" вынуждены вести себя необычно, вынуждены хотеть странного - а в нашем двадцатом веке, когда "не высовывайся" является, наверное, первейшим правилом выживания, это означает первым попадаться на пути неприятностей. "В те же моменты, когда им приходится переводить движения вида на объездной путь, они становятся особенно уязвимы". Страдание - неизбежная плата за способность совершать великое. Жизнь - трагедия, но не фарс. Поломанные судьбы - во имя грядущего выживания человечества. Пройдут годы, наступит светлое будущее, хроноскопист займет свое рабочее место, и снизится цены на этические толчки. Ответ найден?

Ах, если бы литературный талант решал философские споры... Блестящая по замыслу и исполнению - более душераздирающего произведения в нашей фантастике еще не было - повесть все же оставляет после прочтения ощущение какой-то неправильности. Это ж сколько грядущих катастроф надо предотвращать, чтобы оправдать страдания всех?! А если не всех - "Hо это - фашизм..." ...



Сергей Щеглов   (Июль 1996)