Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Башня Ласточки   162 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Сапковский А.
Башня Ласточки

Справка

Сапковский А., Башня Ласточки: Роман/ Ред.- Барзова Е., Мурадян Г./ Пер.- Вайсброт Е./ Худ.- Дубовик А. -М.: АСТ, 1998.- (Век Дракона ).- 480c.- Тираж 30000.- ISBN 5-237-01215-9.

Аннотация

Mастер меча, ведьмак Геральт, могущественная чародейка Йеннифер и Дитя Предназначения Цири продолжают свой путь - сквозь кровопролитные сражения и колдовские поединки, предательские засады и вражесткие чары. Весь мир - против них, но их ведет и направляет таинственная судьба. Дитя Предназначения любой ценой должна войти в Башню Ласточки.

  

 
Классификация ФэнтезиПриключенческаяГероическаяЭпическая
  
Обзор

Осенью 1997 года, во время встречи с читателями в Москве, Анджей Сапковский настойчиво повторял: в "саге" о ведьмаке Геральте будет ровно пять книг. Пан Анджей, великолепно знающий мировую литературу вообще и фэнтези в частности, уверял собравшихся, что не пойдет по пути, проторенному Желязны, Эддингсом и многими другими авторами фэнтези-сериалов. Пять книг, только пять, и ни одной больше... Однако то ли искушение побороло здравый смысл, то ли создатель "Ведьмака" попросту запутался в цифрах, но "Башня Ласточки",которая по всем подсчетам должна была стать последним произведением цикла, таковым, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, отнюдь не является...

В новой книге герои "саги" продолжают свои странствия по населенному эльфами и гномами, краснолюдами и людьми, полному древней магии миру, теперь еще и охваченному до ужаса реалистично прописанной войной. Ведьмаку Геральту, профессиональному убийце чудовищ, "романтическому мяснику", как назвал его один не шибко положительный персонаж, так и не удается в очередной раз отыскать Цири, ребенка, когда-то предназначенного ему самой судьбой. Не удается найти пропавшую воспитанницу и чародейке Йеннифэр, возлюбленной Геральта. Поэт Лютик, спутник ведьмака, никак не может разобраться с неприятностями, вызванными его любовными похождениями... И, естественно, все еще плетутся многочисленные интриги, создаются заговоры и контрзаговоры, совершаются диверсионные акции и ликвидации неугодных - пан Анджей не был бы самим собой, не удели он пристального внимания деятельности секретных служб. Но все эти сюжетные линии, причудливо переплетающиеся и накладывающиеся друг на друга, пока что ох как далеки от завершения.

Наверное, единственным героем, в жизни которого на протяжении действия "Башни Ласточки" действительно происходит значимое переломное событие, можно назвать только лишь Цири. Преодолев многие лишения, познав сладость мести и горечь поражения, к финалу романа девушка наконец понимает, на что способна Сила, дарованная ей Старшей Кровью, струящейся в ее жилах. Путь пройден. Инициация завершена. Но как именно использует это новообретенное могущество вчерашняя беглянка, испуганная девочка, все еще нуждающаяся в тепле и родительской заботе? Об этом, судя по всему, мы узнаем из следующей книги.

Или, что не исключено, из книг...

Конечно, это чисто субъективное ощущение, но при чтении "Башни Ласточки" (и последней части предыдущего романа, "Крещения огнем") меня не оставляло странное чувство некоего хронологического дисбаланса. Ощущение, что события, происходящие с Цири на территории Нильфгаарда занимают долгие годы, а блуждания Геральта с компанией в приграничных землях - недели, от силы месяцы. Хотя, судя по тексту романа, на самом деле хронология тут выдержана как раз с достаточной четкостью. И дело даже не в том, что с Цири происходит больше событий - хотя это так. Просто каждая встреча, каждое происшествие меняет что-то в душе девочки, а Геральт, Лютик, Йеннифэр и прочие остаются почти неизменными, в какую бы мясорубку они ни попадали. Это совершенно естественно, ибо Цири, несмотря на все свои способности и таланты - ребенок, подросток, а психологическая гибкость - одно из наиболее характерных качеств ее возраста. Именно этой своей восприимчивостью, легкостью, с которой она принимает простые и очевидные вроде бы истины, непонятные, однако, многим куда более взрослым и мудрым героям цикла, и привлекательна эта обладательница Старшей Крови. По крайней мере, я лично, вынужден сознаться, полностью попал под власть ее очарования.

Вызывает определенное недоумение свобода, с которой автор "Ведьмака" подходит к законам исторического развития. Например, то, что пан Анджей упорно и настойчиво именует "Темными Веками", эпоха, на фоне которой разворачивается действие цикла, по атрибутике, по духу и, если угодно, по уровню технологического развития напоминает скоре период Возрождения, а то и вовсе Новое время. Высокие металлообрабатывающие технологии, глубокие познания в биологи (в том числе - в генетике), химическая промышленность, стратегия ведения войны - всем этим мир Сапковского не сильно отличается от того, что окружает сегодня нас с вами. Более того, в одном из томов "саги" автор мельком упоминает события, которым суждено произойти спустя несколько десятилетий, и которые совершенно отчетливо ассоциируются с эпохой Великих Географических Открытий. Но простите, какие великие географические открытия в классическом Средневековье? Впрочем, искать исторические аналогии и соответствия в текстах Сапковского - занятие неблагодарное и малоперспективное. Тем более, что не смотря на все передержки и анахронизмы, созданный им мир продолжает оставаться на зависть зримым, ярким, живым.

А вот манера автора постоянно забегать вперед, описывая - более или менее детально - события близкого будущего, вскоре действительно начинает слегка раздражать. Не понятно, зачем Сапковскому потребовалось таким образом снижать напряженность интриги, во многом основанной на вопросе: суждено ли сбыться древнему эльфийскому предсказанию, напрямую касающемуся подавляющего большинства героев, а если суждено - то как именно? Упоминание же о многочисленных находках археологов будущего само по себе говорит минимум о том, что у этого мира и у населяющих его народов будущее есть.

Вся сага, как мне кажется, несколько перегружена разного рода пророчествами и видениями грядущего. Уйма предсказаний - долговременных и ориентированных на самое ближайшее время, местного значения и глобальных, лживых и истинных, - большинство из которых не спешит исполняться, создают некое подобие лабиринта, где читатель, которому взбредет в голову отследить все причины и следствия, может проблуждать до второго Слияния Сфер. Но самое забавное заключается в том, что предсказаниям этим, как выясняется в финале "Башни Ласточки", вовсе не обязательно сбываться. Ибо Старшая Кровь, текущая в жилах Цири, дает ей власть над временем и пространством, делая Владычицей Миров. И, естественно, Предопределенность, Рок, Судьба - все это моментально летит в тартарары, псу под хвост. Ведь если временем можно манипулировать, то о какой предопределенности идет речь? Всем тем ужасам, которыми на протяжении четырех книг небезуспешно пугал нас пан Сапковский, как выясняется, вовсе не обязательно сбываться...

Впрочем, как мне кажется, такой поворот событий, обещающий нам многочисленные новые встречи с героями цикла Анджея Сапковского, только порадует многочисленных поклонников саги о ведьмаке Геральте.

Василий Владимирский